Прим. перев.: текст содержит некоторое количество спойлеров, поэтому я советую прежде ознакомиться с игрой самостоятельно, а уже потом читать обзор, чтобы не лишить себя удовольствия.
Limbo — атмосферная монохромная игра, которая появилась в Xbox Live Arcade под эгидой Summer of Arcade в эту среду — выглядит великолепно. Любой скриншот вам это поведает, а поиграв в игру, вы в этом сами убедитесь. Разработчик Playdead демонстрируют свое эстетство — словно хмурый восточно-европейский мультик сквозь запотевшее стекло — с особой красотой и постоянством. Однако, истинная причина успеха игры — это отказ от упора исключительно на графику.
Истинная находчивость процветает в ограничениях, а Limbo строга и неумолима в самостоятельно возведенных барьерах. Здесь нет ни цвета, ни диалогов, минимум музыки, никаких заставок, ни шкалы здоровья, ничего лишнего. Однако нельзя просто повесить ограничения и ожидать, что из этого получится нечто грандиозное. Отбросив лишнее, необходимо использовать то, что осталось с максимальной убедительностью. И именно этого добивается Limbo. Игра словно делает шаг прочь от визуальной мишуры и звукового мусора в сторону создания других ощущений: чувства волшебства, или, скажем, сочувствия и уязвимости.
Маркетинговые пресс-релизы Microsoft заявляют, что Limbo повествует о мальчике, который пытается найти свою сестру; все потому, что маркетологам платят за то, чтобы те думали в ключе рекламных проспектов и текстов с обратной стороны коробки с игрой. Сама по себе игра куда более глубока. По крайней мере, я могу подтвердить, что вам действительно придется играть в качестве мальчика, который путешествует по двухмерному миру, пробираясь сквозь лес, пустынный город и заброшенный завод.
Врагов не так много (по крайней мере, тех, что можно увидеть), поэтому основная проблема стоит перед вами в разгадывании пространственных загадок, чтобы продвинуться дальше по игровому миру. Вы можете прыгать, толкать ящики и время от времени дергать за рычаги. Загадки выполняют удивительную задачу, превращая те скудные способности, что вам доступны, в грандиозные умения, которые способны уничтожить гигантского паука или даже изменить гравитацию.
Что же касается поиска своей сестры, что ж, так говорится в описании сюжета, но Limbo оставляет куда больше пространства для более широкого толкования. Это история о поиске спутника. Limbo рассказывает о том, каково это, отправится в одиночестве в странное место — например, в новую страну, или, возможно, устроится на новую работу — тепля надежды и тихонько паникуя в процессе поиска родственной души. Девочка появляется пару раз в игре; и такое чувство, будто она не та, кого я уже когда-то знал, а скорее та, которую мне предстоит еще встретить.
Редкие, короткие встречи с другими людьми служат скорее в качестве оселков для ваших эмоций. Limbo мечется от удовольствия до отчаяния с опустошающей эффективностью; так, например, когда показывается силуэт другого мальчика, устроившегося в ветвях дерева, кажется, что это перспектива найти нового друга, — и только потом вы замечаете небольшую ручку, болтающуюся на порванных останках плоти, что может означать только одно — он уже давно мертв.
Во время одного из эпизодов, вы встречаете банду детей (аллюзия на «Повелитель Мух»), которые оставляют за собой множество ловушек, отступая в свои убежища. Я пробрался сквозь все эти опасности с наивной надеждой, что если я смогу догнать этих детей, то мы сможем подружиться. Послушайте, парни, все мы прыгали через гниющие останки животных и боролись с червями, контролирующими мозги, так что почему бы нам не сесть и не поговорить об этом? Без шансов, что, собственно, и не удивительно. Жизнь в этих темных горе-пейзажах имеет тенденцию отдавать предпочтение страху, вместо гостеприимства.
Так что все, что в ваших силах, это лишь попрощаться и двигаться дальше, и хоть это и победа с точки зрения игровых правил, она достаточно горька. Может ваш друг все еще где-то там, так что придется продолжать путешествие.
И нигде эта тяга к движению вперед так не непреклонна и абсолютна, нежели в том месте, где вам приходится использовать труп другого мальчика в качестве мостика через пруд. И этот мальчик ничем от вас не отличается, за исключением того, что ему уже не удалось, а у вас все еще есть шанс. Нет никакого «этичного выбора», который позволил бы выбрать вам более гуманный путь. И даже ваш персонаж не заламывает руки демонстрируя печаль, чтобы каждый мог сказать, что за замечательный ребенок этот мальчик — нет ни одного перегруженного деталями момента в этой игре. Вы просто тащите труп в ту точку, где должна ступить ваша нога, тем самым выигрывая в этой секции.
Однако большинство решений головоломок куда очаровательней, чем эта. И в то время как они все различаются по сложности, среди них нет глупых или бестолковых, все благодаря особой немногословной и понятной невербальной системе повествования. Щедро расставленные чекпоинты всегда даруют второй шанс, так что смертельный исход относительно несущественен. Но это не значит, что он бессмысленнен. Каждая смерть сопровождается двухсекундной тишиной. Да, через пару мгновений вы подниметесь и пойдете дальше, но эта маленькая версия мальчика заслуживает своего, хоть и не длительного, момента скорби.
Так как головоломки не были расставлены все одним единственным антагонистом, каждая имеет небольшую предысторию. Некоторые препятствия очевидно были расставлены с некоторым намерением, например, ловушки банды или паутина паука. Другие просто являются частью окружающего мира, как, например, вывеска отеля, чья огромная мерцающая буква “H” жужжит, намекая на смертельный разряд электричества. Все вместе эти кусочки истории никак не связаны между собой; они просто охотятся на вас с помощью мира, который постепенно двигается вниз по неумолимому пути распада.
Игра разочаровывает лишь в третьем акте, когда действие происходит в заброшенной фабрике, которая переполнена пилами и автоматическими турелями с лазерным наведением. Limbo создает впечатление игры, которая находится над всеми этими давно известными гаджетами, присущими жанру, и на протяжении трехчасового путешествия ей удается избегать их. Но фабрика является противоречащим исключением. Для проформы, игра снова возвращается на круги своя ближе к ее захватывающей концовке, к красивому и понятному финалу. Но в тот час на фабрике она вдруг превращается в какой-то степени в обыденность.
Проблема в том, что Limbo сбивается с пути пытаясь обратиться лично к каждому, позволить дотронуться до своей души. Один из самых приятных сюрпризов случился в первые же пару секунд игры. Я нажал кнопку прыжка, и когда мой персонаж приземлился, джойстик завибрировал. Это мелочь, но говорит о многом. Она говорит, что это просто мальчик, а не робот из будущего или генетический урод еж, поэтому когда его ноги касаются земли, он чувствует это. И вы чувствуете тоже, с помощью небольшого моторчика, встроенного в джойстик Xbox 360. Одним лишь касанием (в прямом смысле этого слова), черный силуэт на экране поразил меня словно живой человек.
И это Limbo: игра, в которой очень мало людей, но переизбыток человечности.
9/10